Степ под клавиши баянные

Степ под клавиши баянные или как доехать на уницикле до Парижа.

Те костромичи, которые регулярно смотрели на первом канале программу «Минута славы», наверняка болели за своего земляка Игоря Белова, выступавшего там с оригинальным жанром. Не всякий сможет одновременно играть на баяне и отбивать чечетку. Игорь Белов смог!

– Игорь Владимирович, вы – музыкант по призванию? Или это – семейная традиция?
– У меня – музыкальная «триада»: школа – училище – консерватория. Достижение советских времен, к счастью, не было уничтожено во всех этих реформах и перестройках. Если брать классическое музыкальное образование, то здесь мы, как говорится, впереди планеты всей. Не случайно же на подавляющем большинстве различных конкурсов именно наши соотечественники являются победителями. Правда, нас здорово копируют китайцы и корейцы. Они все больше выходят в лидеры, перенимают не только нашу музыкальную школу, но и наши традиции, идущие еще со времен композиторов «Могучей кучки». Диплом об окончании российской музыкальной школы имеет большой вес за рубежом при работе с детьми. К сожалению, у нас все больше копируют Запад, в частности, лишили школы искусств государственного финансирования, передали в ведение муниципалитетов. Но мы стараемся держать планку, несмотря на все эти не очень положительные изменения.

Что касается вопроса о призвании и традиции. Никто в семье с музыкой связан не был. Родители вообще были против таких моих увлечений. Тем более, что в 15 лет по окончании музыкальной школы я уехал из родного дома в Муроме и отправился в Дзержинское музыкальное училище учиться играть на баяне и гитаре (в те времена это было единственное училище в регионе, где был преподаватель-гитарист). Учился в классе баяна у знаменитого преподавателя Ю.П.Агафонова. Затем был факультет народных инструментов в Горьковской консерватории. Но как только окончил учебу, поставил баян в угол и 25 лет не подходил — занялся гитарой.

— Самостоятельно? Или вам кто-то помогал?

— Да сам до всего доходил! Конечно, брал уроки, консульти­ровался у лучших специалистов, чтобы освоить это дело. В Дзержинске учился еще и на эстрад­ном отделении, где осваивал эстрадные инструменты (гитару, бас-гитару, синтезатор и т.д.). Да, у меня не было профессиональ­ного образования в училище на классической гитаре. Хороших гитаристов в те времена было ма­ло, приходилось самому искать профессионалов. Речь идет о классической гитаре с нейлоно­выми струнами. А мне хотелось освоить именно классику. Меня консультировали известные му­зыканты: Владимир Сорожкин (преподавал курсы классической гитары в клубе им.Зворыкина), Борис Косягин (Караваевская музыкальная школа), известный гитарист Борис Хохлов. Я ездил в Иваново, Владимир, Москву. Там консультировался и сверял свою методику преподавания у известных педагогов. Особенно мне помогла автор программы преподавания игры на классиче­ской гитаре Г.Шувалова, ученица самого А.М.Иванова-Крамского, знаменитого советского гитари­ста и композитора.

Когда понял, что стал более-менее профессионалом, начал аккомпанировать нашим соли­стам: Ольге Боковой, Владимиру Смирнову-Старателеву, прото­диакону Михаилу Спельнику. Точнее, меня оценили и стали приглашать в качестве аккомпа­ниатора. Постепенно география расширялась, появились дру­гие солисты: Лидия Хомутова (Ярославль), Надежда Долини­на (Кинешма), Сергей Краснов (Казань), Ирина Скорик (Санкт-Петербург), Анна Широченко (Москва).

Степ-кадр
— Я понимаю: баян и гитара. А причем еще и степ?

— У меня с детства — хорошее чувство ритма. Когда смотрел по телевизору или слушал по радио концерты, автоматически сопровождал имитацию ударной установки — руками и ногами.
На свое 50-летие дал два концерта в филармонии — три-четыре часа каждый. И понял, что как музыкант и концертмейстер я достиг своего предела. А останавливаться не хотелось. Однообразие угнетает. И однажды я решил попробовать нечто необычное. Купил себе специальные ботинки для степа — чечетки (это было 29 декабря), дома отрепетировал чечетку (первый раз в жизни), а на следующий день на новогоднем празднике надел костюм Деда Мороза, взял после долгого перерыва в руки баян и показал целый концертный номер. Все были в шоке. Просили показать еще и еще раз. Правда, сейчас я либо играю, либо исполняю степ, потому что слишком большая нагрузка на позвоночник. Кстати, только недавно узнал, что моя бабушка была знаменитой чечеточницей в Муроме. Может, и мне это передалось?..
Когда поехал в Москву к известному мастеру заказывать специальную обувь для степа, он спросил, у кого я учился, поскольку знал все школы степа в России, но мою так и не распознал. Это было настоящее признание у такого профессионала (этот мастер работает начальником обувного цеха в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, он делал ботинки, например, для актеров-чечеточников в фильме «Зимний вечер в Гаграх»). И это признание для меня очень весомо. Потом я ездил к самым лучшим мастерам-педагогам степа в Москву — это Владимир Кирсанов и Василий Седых, и в Санкт-Петербург — к Михаилу Уманцу.
— У вас на стене столько дипломов с различных конкурсов!… А каким вы гордитесь более всего?
— Меня постоянно приглашают участвовать в различных конкурсах. Но я особенно дорожу дипломом «Лучший концертмейстер», полученным на VI Волжском конкурсе. Ведь я его получил не за тот инструмент, на котором учился в музыкальном училище, а за тот, который, по сути, освоил сам. И тот факт, что меня признали лучшим концертмейстером, для меня много значит. Ведь аккомпаниатор должен, скажем так, влезть в шкуру солиста, дышать с ним одним дыханием, думать не о своей игре, а о его исполнении. Это очень ценное качество, которое признали во мне профессионалы.
После этого меня приглашали на работу в музыкальный колледж им. Шнитке в Москве, но я остался в Костроме. И 30 лет уже здесь работаю. Я не любитель менять места работы. Другое дело — в рамках одного учреждения осваивать дополнительную специализацию. В этой школе, например, я начинал как преподаватель на ударных. И вот дорос до руководящей должности.

В Париж на колесе
— Какое отношение ко всему этому имеет униникл? Это ведь совсем из другой оперы…

— Мне всегда хочется идти вперед, делать что-то оригинальное, чего нет у других. Например, купил палки для «скандинавской ходьбы» (это лечебная ходьба летом без лыж, но с лыжными палками). Представляете, что люди подумали, когда увидели такого ходока?.. В 1990-х мы открыли в нашей школе «музыкальный магазин» — «РОНДО».
Мы первыми в городе создали в школе вокальное и театральное отделения, а также дошкольные курсы для четырехлетних детей.
Когда профессионалы признали меня как мастера степа и баяна, стал думать, что делать дальше. Ведь останавливаться не хочется.
И вот я решил освоить уницикл — одноколесный велосипед. Думал, поможет мой большой опыт езды на обычном велосипеде, но ошибся — здесь нагрузка совсем на другие мышцы. А тем более — сложно в 55 лет нарабатывать новые двигательные рефлексы. Зато, когда двигаешься, появляется ощущение полета, парения, а еще это — адреналин, экстрим. Цирковых номеров, конечно, не показываю, но прокатиться до Парижа и обратно вполне смогу.
Я не оговорился. На этом колесе 1 октября я отправляюсь в Париж к Эйфелевой башне. Отъезд состоится в театре им. А.Н. Островского.
Константин ВЕРХОВЕНСКИЙ (предоставлено редакцией АиФ КОСТРОМА №39 2012 г. WWW.AIF.RU)

Обсуждение закрыто.

Copyright © Igor Belov. 2007-2022. All rights reserved.
Created 07.07.2007 last updated on 15.04.2022

Кострома. Каталог и рейтинг сайтов Яндекс.Метрика

Сегодня